20 минут назад
Полина Меньшова

Темп и ритмический рисунок пения у птиц определяется двумя генами, которые широко ассоциируются с нарушениями речи у людей. Это распространяется на большинство известных видов.

В легкой промышленности более 60 процентов товарной продукции занимают текстильные изделия. На производстве тканей часто возникают различные внешние дефекты (дыры, неравномерное окрашивание полотен), которые сложно своевременно обнаружить. Из-за этого большая часть материала впоследствии выбрасывается или уходит на переработку, что очень затратно. Обеспечить контроль качества продукции в наше время можно методами компьютерного зрения, которые по фото- и видеосъемке обрабатывают изображения и считывают брак в изделии. Но существующие прототипы таких решений учитывают не все возможные изъяны, часто встречающиеся в промышленности. Ученые ПНИПУ усовершенствовали метод компьютерного зрения для быстрого и точного выявления дефектов на производстве.

Время от времени у самой марсианской поверхности ровер Curiosity регистрирует скачки концентрации метана — газа, который на Земле обычно производят живые организмы. При этом со спутников в атмосфере в целом его найти не удается. Этот парадокс породил среди ученых многолетние споры о том, есть ли метан на Марсе и если да, то как ему удается вести себя так парадоксально. Объяснить это попыталась команда планетологов из NASA.

СПбПУ (Политех)

Исследователи Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (НЦМУ СПбПУ) создают экспериментальную платформу для разработки вакцин и терапевтических препаратов на основе разных типов РНК: мРНК (матричная или информационная РНК) и срРНК (самореплицирующиеся мРНК). Платформа имеет большой потенциал для создания препаратов для профилактики и лечения острых респираторных вирусных заболеваний (например, гриппа), онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Если смотреть на центр нашей Галактики в радиодиапазоне, можно увидеть множество окружающих его «нитей», будто бы следующих линиям магнитных полей. В стремлении разгадать их природу ученые присмотрелись к «залому» на самой длинной из них и нашли там вероятного «виновника».

Французские ученые представили простой и практичный способ сбора данных об использовании наркотиков с поверхности смартфона. По мнению исследователей, новый метод пригодится врачам при оказании помощи в случаях с подозрением на передозировку.

Исследователи из Сколтеха, МФТИ и других научных центров нашли быстрый и недорогой способ изготовления узорчатых пленок из углеродных нанотрубок. Такие пленки по ряду свойств лучше, чем сплошные, подходят для производства деталей для устройств связи шестого поколения и гибкой и прозрачной электроники, например нательных фитнес-трекеров.

КБГУ

Ученые КБГУ разработали двухкамерную установку, которая значительно превосходит предыдущую однокамерную систему. Она позволяет проводить отдельные исследования корневых и листовых растений. Это улучшит понимание и оптимизацию их питания углеродом. Все наблюдения можно проводить в режиме реального времени.

Новое исследование ученых из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Института лингвистики РАН меняет представление о развитии речи у детей — границы между нормой и нарушениями не так очевидны, как предполагалось ранее. Ученые протестировали более 100 русскоязычных детей в возрасте от четырех до семи лет и выяснили, что некоторые дети с нарушениями речевого развития показывают в языковых заданиях высокие результаты, аналогичные сверстникам без диагноза, и наоборот.

Полина Меньшова

Согласно восприятию взрослых и пожилых людей, старость стала наступать позже, чем несколько десятилетий назад. Представления о времени, когда начинается этот период, по данным нового исследования, меняется как с возрастом, так и при смене поколений.

Китайские и американские исследователи пришли к выводу, что 82 крупных города Поднебесной подвергаются просадке грунта от умеренной до сильной степени. Это повышает риск наводнений для местных жителей.

Полина Меньшова

Люди по-разному воспринимают время, когда рассматривают изображения с неодинаковыми содержанием и сложностью. Этот факт ставит под сомнение распространенную идею об универсальных внутренних часах, считают ученые из США.

Ученые зафиксировали более 800 случаев, когда обезьяны и дукеры поедали экскременты летучих мышей. В фекалиях рукокрылых обнаружили более 30 разных вирусов, в том числе бетакоронавирус.

В США описали два случая болезни Крейтцфельдта — Якоба у охотников. Предположительно, мужчины заразились после употребления в пищу мяса оленей, пораженных хронической истощающей болезнью, или «вирусом зомби».

Исследователи из Сколтеха и их коллеги повысили качество углеродного материала для электродов, подвергнув его воздействию воздушной плазмы. В результате улучшились характеристики электрода, а именно они ограничивают производительность высокотехнологичных источников тока — топливных элементов. Это перспективные устройства для эффективной и сравнительно экологичной выработки электроэнергии из горючего топлива.

Два вида муравьев, обитающих в Австралии, стали первыми известными наземными живыми существами, которые применяют поляризованный лунный свет для ночной навигации. У этих животных мозг размером «с булавочную головку» и плохое зрение, но они прекрасно отыскивают дорогу домой с помощью достаточно слабого света, отраженного от поверхности нашего спутника.

Полина Меньшова

Психологи МГППУ изучили то, что влияет на крепкие семейные отношения. Они разработали новую версию шкалы оценки жизнеспособности семьи FRAS-RII, которая включает пять характеристик: семейная коммуникация и связность, позитивный прогноз и решение проблем, принятие и гибкость, социальные ресурсы и духовность семьи.